Свяжитесь со мной

Что такое даосизм и что он может вам дать

Что такое даосизм и что он может вам дать

Основы даосизма

Что такое даосизм и что он может вам дать

Что такое даосизм и что он может вам дать

Я периодически пытаюсь искать полезные сайты и книги по даосизму в интернете, но 99% того, что там есть — это просто мусор 🙁 Большая часть информации посвящена религиозному даосизму, который достаточно сильно урезан, упрощен, оформлен в ритуалы и правила, что делает его менее эффективным в современном обществе. Так как в обществе, где широко распространена наука, скорее подойдет исходное, чистое, более абстрактное, но при этом, максимально практичное знание и методы развития. А про исходный практический даосизм, как первоначальную чистую систему совершенствования человека, увы информации почти нет.

Масса людей обучают практике Цигун, при этом не понимая его место в даосской системе методов совершенствования. Из-за этого простейшие упражнения, которые придуманы лишь для улучшения здоровья, преподносятся как глубоко сакральные и ведущие к духовному просветлению. Техники, которые раньше использовались исключительно для боя, подаются как оздоровительные. А древние даосские тексты зачитываются до дыр и такие «знатоки» не понимают, что язык и метафоры, которые там есть, глубоко устарели и требуют адаптации к нашему времени. Часто такие горе-переводчики сыпят таинственными цитатами, понимая их совершенно не верно, все глубже уходя в дебри умствований или, наоборот, банальностей.

Думаю, основная проблема в том, что практика и теория живут сами по себе. Мало кто соединяет их вместе по-настоящему, пропускает через свое сердце и сознание, проходит кризисы личности и действительно меняет свою жизнь согласно открывшемуся пониманию. Ведь одно дело рассказывать, что мир иллюзорен и что все единое целое, и совсем другое — пытаться жить в единстве с миром, не гнаться за выгодой и восстанавливать гармонию вокруг себя, не причиняя вреда миру 🙂

Несколько мифов о даосизме

Миф 1: Даосизм — это религия

Религиозный даосизм возник относительно недавно в 5-4 веке до нашей эры. Основателем даосизма (религиозного) считают даосского мастера Лао-цзы. Он написал один из известнейших даосских трактатов «Дао Дэ Цзин», который содержит все базовые идеи даосской философии. И многие часто забывают, что Лао-цзы основал религиозный даосизм, а не даосизм вообще. Даосская Традиция существовала задолго до Лао-цзы!

Именно в исходном супер-эффективном виде даосизм изучают в школе Чжэнь Дао (в которой учусь я). Вы можете быть представителем любой религии и при этом спокойно практиковать даосские методы саморазвития.

Религиозная форма даосизма упрощена и урезана. Она не дает полной реализации духовного потенциала человека, но зато ее легче было распространять, конкурируя с буддизмом.

В наше время даосизм и другие чуждые западу религии воспринимаются скорее как чудачество, нежели как что-то полезное и практичное. И многочисленные статьи о религиозном даосизме лишь мешают его распространению. А ведь вся китайская медицина рождена даосскими мастерами, как и многие философские идеи, включая и китайскую военную стратегию!

Так что будет намного правильнее говорить о том, что даосизм — это система всестороннего саморазвития человека, которая может принести огромную пользу тем, кто ее практикует. А религиозный даосизм — это лишь ответвление от исходного, практического даосизма, которому более 5000 лет. И на мой взгляд, религиозная ветка даосизма совершенно устарела и не подходит для нашего времени.

Миф 2: Цель даосизма — бессмертие

Часто можно встретить статьи о том, что даосские мастера искали эликсир бессмертия. Но мало кто понимает, что речь всегда шла о том, что наш дух бессмертен и в ходе практики мастера преобразовывали свою грубую ци (энергию тела и жизненную силу) в самую тонкую ци (энергию духа). И так уходили из материального мира, сливаясь с Дао (источником всего).

Они не обретали бессмертие, живя в физическом теле, а просто сохраняли свою личность, переходя в изначальное тонкое состояние, где дух каждого из нас уже бессмертен. Процесс слияния с Дао еще называют обретением тела света. Так как в момент слияния всех видов ци даосский мастер исчезает из этого мира в яркой вспышке света.

Но промежуточные достижения дают даосскому мастеру возможность жить очень долго. Иногда очень-очень долго (тысячи лет) 🙂 Так что в какой-то мере, можно сказать, что даосизм может дать человеку бессмертие в физическом теле. Но достигнув такого результата, человек перестает быть человеком. Это уже разумное существо Вселенной, у которого совершенно нет интереса к человеческим заботам и устремлениям.

Если совсем кратко, то цель даосизма в познании своей Изначальной природы (Изначальным духом)! И этот процесс познания заканчивается полным слиянием с этой природой. А для этого человек сначала учится восстанавливать Гармонию внутри себя, потом возвращается к естественности и Недеянию, растворяя свое эго, и с помощью особых практик восстанавливает полное Единство с мирозданием.

Миф 3: Недеяние, один их принципов даосизма, — это бездействие и пассивность

Еще одна байка гуляет по интернету на счет Недеяния (у-вэй). Часто этот основополагающий принцип даосской философии подается как бездействие. Мол сиди медитируй и молчи в тряпочку. Это полнейшая чушь! Это пишут те, кто вообще не удосужился разобраться в даосском взгляде на жизнь.

Я не буду сейчас вдаваться в детали, но синоним Недеяния — естественность. Даосский мастер живет и взаимодействует с миром так, чтобы не сопротивляться естественному ходу вещей. То есть он действует, но всегда в унисон с природой. А этот самый ход вещей всегда движется в одну сторону, в сторону восстановления Гармонии. Гармония — это еще один принцип, лежащий в основе мироздания. Коротко его можно сформулировать так: когда равновесие Инь и Ян нарушается, то Вселенная (небесная пружина) всегда уменьшает то, что находится в избытке, и увеличивает то, что находится в недостатке.

И даосский мастер, который следует Недеянию, поступает так, чтобы восстановить Гармонию. В этом и заключается его истинная добродетель. Обычный человек, в большинстве случаев, поступает ровно наоборот, увеличивая дисбаланс Инь и Ян и еще больше разрушая Гармонию.

Миф 4: Тайцзи-цюань — это даосская практика

Сайты, которые посвящены боевым искусствам часто ставят ушу (тайцзи-цюань наиболее часто) в один ряд с Цигун. Это совершенно не верно!

Конечно, вся жизнь является практикой и с этой точки зрения можно сказать, что занятия боевыми искусствами также являются практикой. Но в таком случае, это же можно сказать и про еду, походы в туалет, принятие ванны, работу и так далее.

Есть версии, что тайцзи-цюань был придуман даосским мастером или по крайней мере активно развивался даосским мастерами и потому впитал в себя ряд методов по работе с ци. Но это вовсе не означает, что эти виды боевых искусств являются частью даосской системы совершенствования. Иначе все, что делали даосские мастера, можно будет причислить к даосским практикам.

Миф 4: Цель духовного развития — добродетель

Говоря о даосизме, почти всегда упоминают такой термин как Дэ. Который означает добродетель или некую благую силу, которую нужно всячески развивать. То есть одной из основ даосизма является совершение добрых дел. Это поверхностное понимание!

Дэ — это одна из ступенек деградации или недоразвитости человека. Так как идеальное состояние — это естественность, когда человек живет согласно переменам Инь и Ян и не проявляет эгоистичную волю, чтобы вмешиваться в ход событий даже для совершения добрых дел! Мастер восстанавливает Гармонию во всем мире, а не совершает добрые дела для кого-то одного!

А вот если состояние Единства с миром утрачено, человек начинает отходить от принципа Недеяния, тогда и появляется Дэ — эгоистичное желание быть добродетельным, проявлять свою личность, как хорошую. Это первое омрачение, от которого нужно постепенно избавиться, очистив свое сердце и сознание от желания проявлять себя вовне.

Конечно, такое состояние более совершенно, чем у человека, который руководствуется правилами морали, навязанными обществом. И намного выше, чем у человека, который действует из страха перед законом. Но следует понимать, что совершение добрых дел и взращивание Дэ — это лишь костыль, который нужен, чтобы сделать первую грубую очистку своего сердца и сознания. Позже, этот костыль нужно будет отбросить и вернуться к истинному изначальному естественному состоянию сердца и сознания.

Основой и целью совершенствования в даосизме всегда являлось Единство с Дао, со своей Изначальной природой, а вовсе не совершение добрых дел. Совершение добрых дел — это следствие Единства и при этом, часто добродетельные поступки даосского мастера могут совсем таковыми не казаться на первый взгляд!

Идея того, что добродетельность и есть основа практики, более понятна людям, но это поверхностное объяснение вводит в заблуждение. Многие начинают думать, что духовные практики вообще не нужны, достаточно просто жить и быть хорошим человеком. И тогда достигнешь максимального результата в своем развитии. Но это далеко не так, иначе все старики были бы просветленными.

Миф 5: Даосизм проповедует отшельничество и аскетичный образ жизни

Да, в некоторых текстах можно встретить подобные наставления, которые рекомендуют ученикам совершенствовать себя через самоограничения. Но также есть тексты, где говорится, что это подойдет далеко не всем. Человек должен быть готов отпускать свои привязанности. Если же действовать через насилие, то лишь породишь внутреннюю борьбу, которая будет разрушать Гармонию и мешать развитию.

Именно поэтому даосские мастера придумали множетсов вспомогательных практик, которые помогаю жить ученикам в социуме и даже иметь семью. Также есть множество наставлений о том, что в даосизме нет запретов, от правил человек поднимается к морали, от морали к Дэ, а от Дэ к естественности и Единству с Дао. Поэтому отшельничество и аскеза – это лишь один из видов практики, который будет полезен на определенном этапе. Но это не означает, что всем ученикам, которые решили практиковать даосские методы совершенствования, придется отказаться от радостей жизни и прожить серую, скучную жизнь в трудностях и лишениях.

Что даосизм может вам дать

Изначальная мудрость

Мы все потенциальные мудрецы и носим внутри изначальную мудрость. Изначальная мудрость — это умение жить согласно Вселенским законам, базовым принципам, которые лежат в основе всего Бытия. Наше эго мешает осознать и использовать эти принципы. Потому для обретения мудрости необходимо сначала очистить свое сердце и сознание от заблуждений (ложных идей о мире) и омрачений (негативных эмоциональных шаблонов поведения).

Представьте, небольшой город окружен прочной каменной стеной высотой в 3 человеческих роста. Вокруг стоит армия правителя соседнего царства, который пришел завоевать город и присоединить к своим владениям. На стене стоят солдаты, крестьяне и ремесленники, готовые дать отпор завоевателю. Им некуда отступать, многие не спали уже двое суток, но они уверены в том, что отобьют очередную атаку.

Но вдруг раздается гул, тяжелый стук сотрясает землю. Землетрясение длится всего полминуты, люди валятся с ног, раздается скрежет и часть стены рушится. Пыль, стоны и крики людей. Армия захватчиков отхлынула от стены, чтобы спастись от падающих камней. Люди топчут друг-друга, превращая землю в кровавое месиво.

— Мой повелитель, часть укреплений обрушилась, само Небо помогает нам! Нам нужно послать передовой отряд конницы, чтобы сломить сопротивление. Позволь мне вести их и мы захватим город еще до заката.

Правитель посмотрел на своего генерала, задумался, а потом ответил:

— Благородный муж не пользуется чужой неудачей и не преследует того, кто в опасности. Прикажите войскам отойти и помочь починить стену. А когда стена будет восстановлена, мы снова атакуем.

Генерал ушел в полном недоумении. А когда защитники города услышали приказ правителя о помощи в восстановлении стены, старейшина города вышел за ворота и отправился к палатке правителя.

— Наш народ восхищен Вашим благородством, повелитель. И мы просим позволения стать частью Вашего царства.

В этой истории большинство людей бы воспользовалось неожиданной удачей и напали на город, пока он беззащитен. Так проявляется эго и стремление к выгоде, так нарушается Гармония и порождаются беды.

Правитель же поступил мудро и добродетельно. Но его добродетель вовсе не в том, что он совершил добрый поступок, а в том, что он следовал принципу Недеяния и восстановил Гармонию. Добродетель заключается в том, чтобы своим вмешательством в ход событий не порождать вреда и действовать по пути наименьшего сопротивления (следовать естественности)! Все в природе движется по кратчайшему пути с наименьшим сопротивлением. Рождение вреда — это нарушение этого пути, уход от естественности и нарушение принципа Недеяния.

Если бы правитель захватил город пока стена разрушена, жители все время бы вспоминали, как несправедлива их судьба, которая лишила их шанса на защиту. Тайно бы зрело недовольство и заговоры против правителя. И, возможно, в какой-нибудь день правителя бы убили, когда он ехал по городу. Вред, посеянный в день несправедливого захвата города, рос, пока не привел бы к беде.

А помогая восстановить стену, правитель стал на время союзником всего города и использовал силу обстоятельств для восстановления Гармонии! И вполне логично, что защитники города захотели себе такого правителя, который восстанавливает справедливость и заботится о горожанах, даже будучи их противником.

Вот еще один пример того, как мудрые поступки могут превратить противоборствующую силу в союзника…

Когда в Европе появились первые кинотеатры, где показывали немое кино, в женской моде были большие шляпы. Женщины приходили в зал кинотеатра в головных уборах. И сидящие за ними люди не видели экран, но было невежливо просить даму снять свою шляпу.

Тогда владелец одного из кинотеатров написал объявление: «Все дамы имеют право носить или снимать шляпы в зале кинотеатра. А те дамы, которым уже более 40 лет, обязаны их носить всегда.»

После такого объявления все женщины в этом кинотеатре начали снимать шляпы.

Вместо борьбы с женщинами и их стремлением быть всегда красивыми, владелец кинотеатра взял в союзники это самое стремление! Повернул дело так, что женщины сами захотели снимать шляпы.

Все состоит из ци (энергии) и она всегда течет по кратчайшему и простому пути, как вода, вымывающая русло в самом мягком грунте. Поэтому даосские мудрецы всегда используют обстоятельства для восстановления Гармонии и делают это, идя по самому кратчайшему пути, без насилия и без эгоистичной воли.

Мудрость — отличная мотивация для занятий даосскими практиками

Для меня, мудрость — лучший мотиватор в саморазвитии! И хотя ее сложно измерить, пока не изучил базовые принципы даосского мышления, но можно оценить результат. Результатом всегда является более гармоничная и счастливая жизнь. Именно то, что ищет каждый.

Почему Мудрость лучший мотиватор? Потому что моя любимая книга — Волшебник изумрудного города, а любимый персонаж Страшила 🙂 В первой книге он стремился получить мозги, чтобы стать мудрым. И я не шучу, в этой книге спрятан очень важный урок!

Волшебник изумрудного города и даосизм :)

Какая главная идея или жизненный урок скрыт в этой сказке? Вспомните, к чему стремились главные герои книги:

  • Элли хотела вернуться домой. Татошка шел вместе с ней в комплекте…
  • Страшила хотел получить мозги.
  • Лев хотел стать храбрым.
  • А Железный дровосек хотел получить сердце, чтобы иметь возможность любить.

Но если внимательно посмотреть на их историю, то мы увидим, что каждый из них с самого начала уже имел то, к чему стремился! У Элли были волшебные башмачки, которые могли перенести ее домой в любой момент. У Страшилы было стремление узнавать новое, не смотря на солому в его голове 🙂 Лев испытывал страх, но при этом все равно защищал друзей, проявляя храбрость. А Железный дровосек постоянно проявлял эмоции, от чего частенько ржавел.

У всех персонажей был потенциал того, к чему они стремились. Собственно их Изначальная природа стремился к тому, чтобы проявить себя. И потому каждый из них ценил прежде всего то, к чему был предрасположен.

Мы больше всего ценим именно то, что у нас уже есть внутри. И часто ищем это вовне, хотя нужно обратить свое внимание внутрь себя. А наше эго уводит нас за ложными целями и ценностями. И потому многие люди проживают серую несчастливую жизнь, если только не занимаются своим саморазвитием и не очищают внутренний мусор из своего сердца и сознания.

Если вы присмотритесь к себе, прочувствуете свой внутренний мир, то сможете осознать свою базовую ценность. Она и есть ваш самый мощный мотиватор для изменения себя! Ну а если вы все таки увидите в себе только лишь стремление к выгоде и удовольствиям, то попробуйте проанализировать свою любимую сказку и любимого персонажа 🙂 А лучше, начните заниматься даосскими практиками, чтобы начать очищать свое сердце и сознание от заблуждений и омрачений.. Это позволит вам, со временем, осознать свою Изначальную природу и идти своим Путем. Большего счастья и быть не может!

Мудрость дает личностный рост, свободу, внутренний покой, более полную реализацию себя в жизни, а также способствует восстановлению Гармонии внутри и снаружи. Мудрый человек идет по своему Пути без зависти к успехам других. Он принимает реальность такой, какая она есть, и наслаждается своей собственной судьбой. Такой человек проживает активную и насыщенную жизнь, полностью раскрыв доступный ему внутренний потенциал.

Даосская мудрость основывается на пяти базовых принципах, которые лежат в основе Бытия:

  • Единство — умение жить, как часть мироздания.
  • Недеяние — умение поступать естественно (просто и с минимальными усилиями) в любой ситуации.
  • Гармония — умение осознавать в чем заключается дисгармония и действовать так, чтобы восстановить баланс Инь и Ян.
  • Взращивание Ян — умение восстанавливать энергию и взращивать пользу.
  • Опустошение Инь — умение очищать свое сердце и сознание от заблуждений и омрачений, а также растворение вреда.

О каждом принципе нужно говорить отдельно, и тут я не буду отвлекаться. Но вы можете почитать об этом, перейдя по ссылкам выше.

Здоровье и долголетие

Чем дольше вы живете, тем актуальнее вопрос здоровья. Лучше всего, если вы начнете о нем заботится не тогда, когда пора идти к врачу, а прямо сейчас! Профилактика более приятна, требует меньше усилий и дает большие результаты. А в здоровом теле, как известно, и дух чувствует себя лучше, а значит, будет легче его развивать.

Даосские практики направлены на гармоничное совершенствование тела, энергии и духа человека. Такой подход обеспечивает максимально возможный результат — здоровье, энергичность и долголетие. Далеко не все учения и методики работают сразу с тремя слоями реальности (тело, энергия и дух)! А ведь если что-то игнорируется, то это приводит к дисгармонии и проблемам во всех областях. Поэтому, на мой взгляд, даосизм — одна из лучших систем саморазвития в мире!

Так как духовное развитие — дело долгое, даосы создали и отточили набор практик для продления жизни. Ведь неизвестно, каким будет следующее воплощение, и потому необходимо постараться полностью реализовать себя духовно в течение этой жизни. Конечно, далеко не у каждого получится достичь высокого уровня в практике и продлить свою жизнь на несколько сотен лет, но само наличие такой потенциальной возможности, лично мне, все таки греет душу 🙂

Но увы, здоровье сильный мотиватор только для тех, кто серьезно болен и кому не может помочь современная медицина. Или если человек стареет, боится смерти и хочет остаться молодым. Но большинство людей предпочтет выпить с десяток таблеток или использовать кремы и правильную еду, чем потратить полгода-год на различные даосские упражнения.

Поэтому я не очень верю в то, что вы добьетесь успеха, что у вас хватит терпения, чтобы получить существенный результат, если ваш основной мотив — здоровье и молодость. Как только вы получите первые положительные результаты и ваше здоровье укрепиться, ваша мотивация ослабеет 🙁 Хотя бывают случаи, когда человек начинает заниматься для того, чтобы поправить здоровье, а достигнув результата, продолжает уже по совершенно другой причине. Но это скорее исключение из правил.

Также базовой мотивацией для занятий даосскими практиками бывает желание человека восстановить свою внутреннюю энергию. Он постоянно ощущает усталость и хочет вернуть свою былую активность. Но проблема в том, что чаще всего, все новички игнорируют практики по очищению сердца и сознания в первые годы занятий. А без них, уставший человек ничего не изменит в своей жизни. Ведь усталость рождается не на пустом месте. Он с чем-то постоянно борется, растрачивает свои силы из-за своего эго и никакие упражнения по восстановлению энергии не помогут ему победить реальность. Пока такой человек не начнет менять себя, восстановление энергии всегда будет краткосрочным.

Поэтому единственный выход, который я вижу, для тех, кто хочет заниматься даосскими практиками ради здоровья, — это изменить свою жизнь. То есть нужно искренне захотеть изменить свою жизнь, сделать ее более яркой и интересной. Увлечь себя неизвестностью и новизной. Стоит сместить свой фокус с желания стать здоровыми, на желание жить по-другому, более мудро, чтобы проблемы со здоровьем вообще не возникали. Вместо того, чтобы, например, лечить желудок, стоит изменить обстоятельства жизни так, чтобы не было беспокойства и того, что вредит желудку. И речь тут не о диетах и уходе от активной социальной жизни. А скорее о взгляде на себя и на окружающий мир.

Вам потребуется изменить свое сердце и сознание, взгляд на мир, начать проводить эксперимент над своей собственной жизнью. И мотивом к такому изменению скорее может быть искреннее любопытство, чем страх смерти или старости. Нужно вспомнить все то, что восхищало вас в течение жизни, разжигало любопытство и интерес, притягивало ваше внимание. И начать жить свою жизнь, как будто вы родились вчера и готовы заново исследовать этот мир.

Здоровье и долголетие мотивирует только тех, кому есть ради чего жить! Кто неистово любит жизнь и кто еще не успел сделать кучу вещей, не успел увидеть и почувствовать. Именно потому стремление больного человека быть здоровым очень быстро заканчивается, так как чаще всего такие люди устали жить, устали бороться, им что-то не нравится в себе или в окружающем мире… они недовольны своей жизнью. Иначе они бы не болели.

Смысл жизни и познание Вселенной

Думаю рано или поздно каждый человек сталкивается с вопросом: «Кто я и зачем я здесь?» Неважно, спросили ли вы себя об этом в школе, во время кризиса среднего возраста, в 40 лет или 65, — искать себя никому не поздно и никогда не рано!

Даосизм может дать вам смысл жизни. Все мы пришли в этот мир, чтобы узнать себя, хотя большую часть времени мы хотим изменить мир. Но, фактически, все, что мы можем действительно изменить и что действительно стоит менять, так это себя.

Познание своей Изначальной природы — многогранный и многослойный процесс. На каждом этапе вы будете меняться и будет меняться смысл того, зачем вы это делаете и кем вы себя считаете. Но главное — этот смысл будет и он неисчерпаем, его хватит на всю вашу жизнь.

Если вы не обрели своего призвания в социуме, а может, вам этого мало, или вы почувствовали, что все в этом мире временно, а душа тянется к чему-то более основательному, — помните, что ваш дух и есть тот фундамент, который связывает вас прочными узами со всем мирозданием. Что может быть более впечатляющим и глобальным, чем изучать Вселенную в лаборатории своего духа?

Духовное развитие — это процесс постижения своей Изначальной природы, познания Изначального духа. Это совсем не напоминает самокопание, которое поощряется в различных направлениях психологии. Это постижение происходит в медитации, что, конечно же, не так легко. Далеко не каждый сможет подолгу сидеть неподвижно, без мыслей, сосредоточившись на практике. Но оно того стоит!

Через какое-то время в сознании практикующего происходят сдвиги. Это похоже на оползень: открываются все новые и новые пласты вашего Я, постепенно обнажая Изначальное. Этот процесс сопровождается вспышками осознания, которые постепенно меняют вас и вашу жизнь.

Эти мини-просветления позволяют вам лучше понимать окружающий мир, чувствовать взаимосвязь внутреннего и внешнего. И те вещи, которые казались вам обыденностью, постепенно трансформируются в нечто иное. Мир становится с одной стороны проще, а с другой — более необъяснимым, так как значительную часть обретенного понимания весьма сложно выразить словами.

Если в вас сильно любопытство, то вам определенно понравится процесс постижения себя. Кто сказал, что в нашем мире все границы давно определены? Истинные границы своего Я можно расширять до бесконечности, а вы можете стать их первооткрываетелем. Одно дело — прочитать в какой-то статье о том, что мир совсем не таков, каким мы его видим, и совсем другое — почувствовать и увидеть это самому!

Прямо перед вами лежит дорога в неизвестное; вы можете начать постигать то, что мало кто знает, вы можете увидеть то, что мало кто видит, и сможете наслаждаться самыми простыми вещами, как ребенок, впервые смотрящий на мир после рождения и открывающий его заново!

Самопознание и смысл жизни — это наименее приземленный мотив для занятий даосскими практиками. Но не менее мощный, и эзотерики всех мастей знаю это очень хорошо 🙂 Разве не интересно научиться ощущать свою внутреннюю энергию, чувствовать Небо и Землю на самом тонком уровне, научиться выпускать свое сознание из тела, осознавать себя во сне и постигать в нем новые знания, изучать Вселенную, как ученый, обретая более глубокую связь с мирозданием.

Я уже не говорю о потенциальной возможности долгой или даже очень-очень долгой жизни, возможности выйти из колеса перерождений и обретении тела света (единства с Дао).

В чем суть даосизма и его метода саморазвития

В одном из самых известных даосских текстов «Дао Дэ Цзин», который был написан даосским мастером Лао-цзы, есть такие строки:

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

Трактат «Дао Дэ Цзин», 42

Они описываю то, как ежесекундно рождается все Бытие из Небытия:

  • Дао — можно считать аналогом понятия «Бог», но оно не персонифицировано и в высшей степени абстрактно. Дао настолько абсолютно, что включает в себя Бытие и Небытие. Так как любые слова ограничены и указывают на концепции из Бытия, говорить о Дао напрямую попросту невозможно. Все, что можно сказать о Дао, будет лишь указывать направление для его познания, но не описывать в точности, что же это такое. Любые слова о Дао — это как лунный свет, хоть он и является порождением солнца, но этот свет не способен в точности показать нам природу самого солнца.
  • Одно — это Изначальная природа, Изначальный дух, самая тонкая ци (энергия), обладающая своим сознанием. Она находится в покое и никак себя не проявляет, но содержит потенциал всего, что угодно. Поэтому можно сказать, что Изначальная природа находится в Небытие (или является сутью Небытия), так как изначальное состояние всех вещей мироздания не имеет характеристик, никак себя не проявляет вовне.
  • Два — это Инь и Ян — базовые силы Вселенной (проявленного мира, Бытия). Инь и Ян — это два вида ци (энергии, обладающей информацией и своей особой формой сознания) Инь ци называют женской силой, так как она проявляется как темное, мягкое, притягивающее к центру, например, сила гравитации. А Ян ци называют мужской силой, так как она проявляется как твердое, светлое, стремящееся наружу от центра, например, свет, который испускают звезды.
  • Три — это Земля, Человек и Небо. Эти три сущности рождают все остальное, что окружает нас в жизни.Внутри нас в основе нашей энергетической структуры есть 3 важных энергетических центра — даньтяня. Каждый из которых соответствует одной из трех базовых сущностей:
    • Нижний даньтянь содержит Цзинь ци (самый грубый вид энергии), которая является основой материального тела, здоровья и долголетия. Этот даньтянь соответствует Земле и материальному слою реальности.
    • Средний даньтянь содержит Ци ци (жизненную силу, средний по грубости вид энергии), которая отвечает за эмоции, характер и все человеческое в нас. Этот даньтянь соответствует Человеку и его добродетельным качествам души. Нужно понимать, что любую энергию называют ци, но также есть отдельный вид энергии в среднем даньтяне, который называют Ци. И не следует путать, когда говорят об энергии вообще, а когда имеют в виду конкретный ее вид.
    • Верхний даньтянь содержит Шэнь ци (самый тонкий вид энергии), который отвечает за связь с духом, интеллект и мудрость. Этот даньтянь соответствует Небу и обеспечивает его связь с более тонким и духовным слоем реальности.

Инь и Ян содержатся не только в живых существах, но и во всех остальных материальных вещах (в переводе выше неточность)! А Гармония — это один из важнейших принципов, лежащих в основе мироздания. Люди очень часто его нарушают, что приносит множество проблем. Подробнее об этом можно почитать в статье о Гармонии

Даосский Путь назад к Единству с Дао

Помогите раскрасить этот рисунок: Раскрасить

Даосизм — это система практических методов совершенствования человека на уровне физического тела, ци (энергии) и духа. Но не стоит относится к даосизму, как к простому набору упражнений! Даосская Традиция — это не просто набор упражнений и принципов жизни, это Путь, который ведет за пределы нашего мира и позволяет человеку обрести Единство с Дао, и поддержка на этом Пути.

Так вот вся философия даосизма строится на пяти базовых принципах, которые вытекают из того, как создается мироздание, проявляется из Небытия, через Инь и Ян. Главным принципом является Единство всего сущего! И главная цель даосского метода саморазвития заключается в том, чтобы вернуться к Единству с Дао, пройти Путь назад:

  • сначала от увлеченности материальными вещами к трем (Небу, Земле и Человеку) через работу со своей Ци (энергией) в трех даньтянях;
  • потом от трех вернуться к двум, к Инь и Ян, объединяя свою внутреннюю энергию на все более глубоких слоях реальности и поднимаясь в своем Единстве все выше и выше;
  • пока не будет преодолен последний барьер: разделенность Бытия и Небытия.

Когда даосский мастер преодолевает разделенность Бытия и Небытия, для него стирается грань между жизнью и смертью, он сливает свою энергию со своей Изначальной природой (Изначальным духом) и исчезает в яркой вспышке из нашего материального мира, уходя в Небытие (непроявленное состояние, где нет даже времени).

Таким образом мастер выходит из бесконечного колеса перерождений и существует вечно. Если возникнет необходимость, он может проявится в нашем мире, собрав свое материальное тело из света (ци). И потом опять уйти в Небытие, к истоку.

Если человек намерен совершить самое лучшее в мире дело, ничто не сравнится с обучением. Если он желает быть лучшим среди обучающихся, ничто не сравнится с изучением Пути.

Учитель Чжу сказал: «Изучение – это поиск Пути, иначе какой смысл учиться вообще?» Даже профессиональный рост – это нечто внешнее; как жаль, что он развращает так много людей!

Из книги «Даосские медитации»

Проходя Путь назад к Единству с Дао, человек проходит через 4 характерные стадии:

1 Ученик

У каждого человека с рождения есть ограниченный запас Изначальной ци. Когда он заканчивается, человек умирает. Мы тратим его на свою повседневную деятельность, а даосские мастера стараются тратить его на свое духовное развитие и внутреннюю трансформацию.

Поэтому первое, что делает ученик, когда начинает заниматься даосскими практиками, — усмиряет свое эго и увлеченность внешними вещами. Чтобы сократить потерю Изначальной ци.

С помощью практик закладывания фундамента: Цигун, Дао Инь и Сингун ученик учится работать со своей ци, готовит тело к медитациям, очищает свое сердце от омрачений (неадекватных эмоциональных реакций на внешние обстоятельства) и также очищает свое сознание от заблуждений (ложных идей о себе и мире, которые ведут к неадекватным поступкам). Конечно эта работа над собой продолжается и на всех остальных этапах.

Минимум через 6 месяцев, а в древности через несколько лет, ученик приступает к практике Внутренней алхимии (Нэйдань). С помощью медитативных практик человек учится работать со своей Изначальной ци, что поможет ему позже восполнять ее запас и продлевать свою жизнь. Также он сплавляет самые грубые энергии Инь и Ян в нижнем даньтяне, очищает энергетическую систему и повышает качество внутренней ци, увеличивая запас Ци в среднем даньтяне.

2 Человеческий бессмертный

Когда ученик полностью реализовал первые 4 уровня Нэйдань (а всего их 10), он достигает стадии Человеческого бессмертного. Это первый существенный результат на Пути совершенствования с помощью даосских методов.

Такой человек не бессмертен, хоть его и называют Человеческим бессмертным. Он может жить примерно 120-150 лет и имеет крепкое здоровье, так как научился экономно расходовать свою Изначальную ци и восполнять ее. Он обладает более полным понимание о том, как устроена Вселенная. Может иметь особые способности, например, лечить людей или влиять на материю с помощью ци. Но еще имеет различные заблуждения и омрачения в своем сердце и сознании, от которых нужно избавиться.

Человеческий бессмертный обычно знает практику правильной смерти, которая позволяет примерно за полгода узнать о дате своей смерти и подготовится к ней. Человек может завершить все свои земные дела и правильно уйти из жизни во время медитации. Такой уход (смерть) позволяет выбрать благоприятные условия следующей жизни, чтобы встретить Учителя и продолжить свое совершенствование. Родившись заново и начав заниматься духовными практиками, такой человек значительно быстрее достигает прошлого результата (которого он достиг в прошлой жизни) и может продолжить свой Путь.

3 Земной бессмертный

Если мастер смог полностью реализовать не только 1-4 уровни Нэйдань, но также и 5, 6 и 7, то он достигает уровня Земной бессмертный. Это фантастический результат, так как несмотря на то, что мастер еще не прошел Путь полностью, может жить в материальном мире столько, сколько существует планета Земля. То есть очень очень очень долго 🙂

Земной бессмертный умеет восполнять свою Изначальную ци за счет ци Неба и Земли. Он достиг высочайшей Гармонии с окружающим миром (согласовал движение своей внутренней ци с внешним движением ци Неба и Земли). Такой мастер умрет только если его тело будет каким-то образом уничтожено. Он обладает множеством особых способностей, например, может обходиться без еду и воды или пребывать в разных местах одновременно, копируя свое материальное тело и разделяя сознание!

Конечно, Земной бессмертный уже свободен от колеса перерождений и может уйти в более тонкий духовный мир, чтобы жить там. Это может быть либо мир форм, где нет материи, но еще есть формы объектов. В мир форм могут уйти те мастера, которые еще не преодолели привязанность к формам и не достигли Единства всех форм в своем развитии. Либо это может быть мир без форм, где есть только сознание. Туда могут уйти те мастера, которые уже достигли Единства форм, но еще не смогли растворить границы своей личности, то есть не достигли Единства с мирозданием на самом высшем уровне.

Так как в материальном мире совершенствоваться проще всего, тут много страданий, много мощной грубой ци и мотивация к саморазвитию наиболее сильная, то некоторые Земные бессмертные даже принимают решение вернуться в колесо перерождений, чтобы родиться заново и продолжить свое развитие. Это случается тогда, когда мастер по каким то причинам не может продвинуться в своем развитии дальше. Даже те, кто уходят в духовные миры могут со временем решить вернуться в наш материальный мир, чтобы продолжить свое развитие. Ведь в духовном мире нет материи, а значит нет и телесных страданий, мотивация к саморазвитию ниже.

И понятно, что Земной бессмертный уже преодолел все человеческие недостатки, омрачения и заблуждения. Он по сути уже и не является человеком, скорее разумным существом Вселенной. Его несовершенства столь тонки, что их невозможно заметить обычному человеку. Именно потому, достигнув такого уровня, мастер может не суметь продвинуться дальше, хоть и обладает почти вечной жизнью.

4 Небесный бессмертный

Если Земной бессмертный успешно реализовывает 8 и 9 уровни Нэйдань и приступает к последнему 10, он становится Духовным бессмертным. Он уже в одном шаге от завершения Пути. Дух такого мастера может во время медитации выходить из своего тела и странствовать по духовным мирам, узнавать как все устроено.

Сложно себе представить, чем занимаются такие мастера в своих странствиях. Говорят, что они могут выполнять некую духовную работу, помогая Вселенной.

Для реализации последнего 10 уровня, Духовный бессмертный может десятилетиями проводить в медитации. Ему необходимо сокрушить пустоту, убрать разделение между Небытием и Бытием, между жизнью и смертью, между проявленным и непроявленным состоянием себя. Его тело все еще может быть разрушено, тогда он не сумеет завершить свой Путь и вынужден будет уйти в духовный мир либо переродиться заново по своему желанию.

Если такой мастер навсегда покидает свое тело, оно может уменьшится в несколько раз или сгореть, оставив только волосы и ногти. Это происходит потому, что когда дух такого мастера покидает тело, он берет часть его ци с собой.

Есть легенда об одном из знаменитых Восьми бессмертных, Ли Тегуайе. Он оставил свое физическое тело в пещере Даншань, отправившись в духовный мир к Лао-цзы, и поручил ученику его охранять. Предупредив, что, если он не вернется через семь дней, то его тело нужно будет уничтожить. Однако шесть дней спустя ученик, узнав о болезни матери, решил, что разница в один день – это неважно, сжег тело учителя и поехал домой. Вернувшись, Ли Тегуай не застал своего тела и был вынужден поселиться в телесной оболочке только что умершего хромого бродяги. И далее он жил в теле бродяги и ходил с железным посохом (кит. Тегуай – железный посох).

Когда Духовный бессмертный реализует 10 уровень, полностью очищает свой дух от несовершенств и соединяет всю свою ци с Изначальным духом, то он достигает Единства с Дао. Исчезает из нашего мира в яркой вспышке света, обретая так называемое Тело света (радужное тело). Именно такого мастера называют Небесным бессмертным.

Он уходит из нашего мира не в один из духовных миров, а к самому истоку — Дао. Растворяется в Изначальном, где нет времени. Именно потому и говорят, что такой мастер достиг истинного бессмертия, так как время уже не властно над ним. Если он захочет, то может проявиться в этом мире.. хотя ничто уже не может его тут интересовать так, как это интересует нас, обычных людей.

Небесный бессмертный свободен от любых ограничений и нет такого, чего бы он не мог сделать, так как он становится един с Дао.

 

Даже если вы не собираетесь обретать Единство с Дао, а хотите просто укрепить здоровье и убрать из своей жизни страдания, для достижения успеха вам стоит сразу настроиться на всестороннее совершенствование самих себя!

Чтобы достичь успеха в своей практике, вам придется отбросить многое, если не все, что вы знаете о себе и о мире. И даже если вы пока не уверены, существуют ли тонкие слои реальности, вам стоит открыть свое сердце и разум, чтобы быть готовыми воспринимать новый опыт.

Как начать заниматься даосскими практиками

Когда-то в Китае жил молодой человек, который стремился к карьере госслужащего. Однажды, когда он ехал сдавать экзамены по пост чиновника, он остановился на ночь в одном из постоялых дворов. Там он случайно познакомился с даосским мастером по имени Чжунли Цюань.

Они беседовали, и Чжунли увидел в молодом человеке большой потенциал и задатки к изучению Даосизма. Когда даосский мастер узнал, что молодой человек собирается стать чиновником, то не стал его отговаривать, а лишь угостил его своим особым чаем. Молодой человек отправился в свой номер и, поставив на плиту вариться кашу из желтого проса, прилег отдохнуть. И тут же крепко уснул.

Ему приснился очень необычный сон, будто бы он поехал в столицу, успешно сдал государственный экзамен и получил высокую должность, а вскоре так и вовсе стал заместителем министра. В жены он взял дочь уважаемого богатого человека, у них родились дети. После нескольких лет успешной карьеры он становится премьер-министром, и у него появляется множество завистников, в тайне желающих ему зла. Они начинают писать кляузы на него и обвинять в преступлениях. Фортуна изменяет ему: из-за происков завистников он вынужден уйти в отставку, теряет все свое состояние, а его детей убивают разбойники.

И в итоге, старый и больной, он нищий умирает на улице, осознавая бренность этого мира и сожалея о том, что не ушел в молодости в горы постигать Дао с Мастером Чжунли Цюанем. Вдруг он просыпается и понимает, что это был всего лишь сон, и хотя во сне прошло много лет, на самом деле этот сон длился лишь несколько минут, пока варилась каша. Он очень обрадовался этому факту и, попросившись в ученики к Чжунли Цюаню, отправился с ним в горы постигать Даосизм.

Сейчас этот молодой человек известен, как один из восьми бессмертных даосских мастеров Китая по имени Люй Дунбинь.

Я не могу угостить вас особым чаем, чтобы вы осознали всю тщетность погони за своими желаниями 🙂 Так что придется вам принимать решение о вступлении на Путь самостоятельно… Но я надеюсь, что тайны мироздания и необычный опыт постижения себя увлечет вас и вы уже не сможете сойти с Пути.

Прежде чем начать заниматься даосскими практиками, стоит обеспечить себе благоприятные условия. Это с одной стороны увеличит шансы на успех, а с другой — поможет вам собраться с духом перед стартом 🙂

Вам стоит найти коврик, чтобы можно было сидеть и лежать на полу. При этом он не должен быть резиновым или таким, какой обычно используют йоги, так как резина и подобные материалы препятствуют прохождению ци Земли. Это будет мешать вам практиковать, внесет дисбаланс между Инь и Ян и негативно отразится на здоровье.

Также понадобится подушка для медитаций или нечто, что будет выполнять ее роль. В идеале стоит приобрести подушку в виде полумесяца, набитую гречневой шелухой. Подушка для сидячих медитативных практик должна быть достаточно твердой и держать свою форму, чтобы ученик не заваливался назад во время долгого сидения — иначе это будет мешать сосредоточится на внутренней работе и будет болеть спина.

Конечно также стоит найти свободную одежду, в идеале без синтетики, чтобы тело дышало, было комфортно двигаться или наоборот — пребывать час-два в неподвижности.

И далее нужно будет начать с практики Цигун, Дао Инь и Сингун. Мега важно не игнорировать практику по культивации добродетельных качеств и очищению сердца и сознания от омрачений и заблуждений! Новички этим часто грешат и лишь замедляют свое развитие!

Чтобы углубить свою практику Сингун, рекомендую внимательно прочитать трактат Лао-цзы о 100 лекарствах и 100 болезнях. Начните брать по 1 изречению и стараться следовать ему в течение недели или даже месяца.

Наше внутреннее состояние сильно влияет на здоровье и расход ци. Чем более спокойным и гармоничным будет ваше сердце и сознание, тем лучше будет идти вся практика.

Упражнения Цигун дадут вам первый опыт ощущения ци. Вы научитесь работать с ней, накапливать, усиливать. Очистите свои энергетические каналы, научитесь ощущать свою энергетическую систему и подготовите ее к более мощным практикам Нэйдань (внутренней алхимии).

Я настоятельно рекомендую всем не пренебрегать практикой стояния в столбе! Это мега полезное упражнение, которое ускорит закладывание фундамента и даст вам первый опыт по работе с ци. А для здоровья оно вообще незаменимо. Если вы постоите в столбе хотя бы месяц, то сами ощутите первые результаты, которые нельзя будет спутать ни с чем!

А упражнение Дао Инь подготовят ваше тело к долгим медитациям, ускорят очищение энергетической системы и улучшат ваше общее состояние. Если будете практиковать Дао Инь искренне и целеустремленно, то эта практика также усмирит ваше эго, что поможет достичь первых ощутимых результатов быстрее.

Очень важно не игнорировать медитативные практики. Они очень непривычны для тела и сознания, но именно они являются основой глубоких трансформаций и совершенствования!

А через 6-9 месяцев, вы сможете приступить к практикам 1-го уровня Нэйдань (внутренней алхимии). И уже в первые несколько месяцев сможете понять для себя, ваш ли это Путь, готовы ли вы тратить свою жизнь на него.

На этом все, здоровья вам и успехов на Пути! 🙂

Комментировать

Оставить комментарий

Вы должны зарегистрироваться и войти, чтобы оставлять комментарии.

Еще из Основы даосизма

  • Студент Дао Студент Дао

    Основы даосизма

    Знакомство с Сингун

    Что такое Сингун, какого его место в школе Чжэнь Дао и в Пути ученика. Почему нужно...

  • Студент Дао Студент Дао

    Основы даосизма

    Знакомство с Дао Инь

    Что такое Дао Инь, какова его роль в Пути саморазвития и что он может вам дать....

  • Студент Дао Студент Дао

    Основы даосизма

    Знакомство с Цигун

    Что такое Цигун, где его место в системе даосских методов самосовершенствования и чем он отличается от...

  • Студент Дао Студент Дао

    Основы даосизма

    Осознанные сновидения и принцип Единства

    Базовая информация о Мастерстве сна в практическом даосизме.

  • Студент Дао Студент Дао

    Основы даосизма

    Единство

    Знакомимся с самым главным принципом жизни, без которого глубокое развитие невозможно.

вверх