Свяжитесь со мной

Алгоритм даосского мышления

Студент Дао

Даосская мудрость

Алгоритм даосского мышления

Алгоритм даосского мышления

Как принимать мудрые решения в сложных жизненных ситуациях? Очень часто обстоятельства слишком сложны, на ситуацию влияет множество неизвестных факторов, я чувствую неуверенность и не могу решиться… Будущее предсказывать я не умею, чужие примеры очень часто не работают, даже мой старый опыт не гарантирует успех. Что же делать?

Есть 5 фундаментальных принципов, которые лежат в основе мироздания, а значит и в основе всех событий и явлений жизни. Именно они составляют основу даосского мышления и мудрого подхода к жизни.

Обычный человек в своих рассуждениях опирается на логику, свои желания и эгоистичные планы, которые чаще всего не учитывают тот факт, что все в мире взаимосвязанно. С помощью логики и анализа причин и следствий можно учесть 5, 10, ну может быть 20 факторов, влияющих на ситуацию. А даосское мышление позволяет изначально вести свои размышления не от эгоистичных интересов, а от того, что объединяет все факторы воедино!

Вот несколько полезных свойств даосского мышления:

  • Решения опираются на то, что не теряет смысла, как бы ни повернулось дело.
  • Действия требуют минимум усилий и минимальную силу воли.
  • Даже если результат не тот, на который рассчитывали, действия таковы, что все равно восстанавливают гармонию и приносят счастье.
  • Использование даосского мышления повышает осознанность и углубляет понимание себя и своих ценностей.
  • После решения нет больших сомнений и неуверенности, так как действия направлены не просто на результат, а на базовую первопричину.

Что нужно освоить, чтобы использовать даосское мышление

  • Как правильно сформулировать задачу на основе проблемы, которая не дает покоя?
  • Как осознать единую первопричину, которая лежит в основе ситуации?
  • Что необходимо учесть, чтобы достичь результата минимальными усилиями и без борьбы?
  • Как действовать, чтобы восстановить гармонию в ситуации, а не разрушить ее?
  • Как убедиться в том, что решение мудрое?
  • Как убедиться, что решение естественное и соответствует моей природе?
  • Как использовать осознанность для повседневного контроля своих действий, вместо неэффективного ежедневника и списков задач?

Следует понимать, что этот алгоритм — это костыль, который помогает научиться азам даосского мышления. А после освоения основ, следует совершенствовать этот навык благодаря культивации осознанности и ясности мышления с помощью даосских методов.

Прежде чем изучать алгоритм, освежите свое понимание 5 базовых принципов Даосского мышления:

Шаг 1: Осознаем проблему и противоречие

Все мы время от времени испытываем неудовлетворенность: у нас что-то не выходит, обстоятельства складываются неудачно, люди ведут себя не так, как нам бы хотелось… Чтобы изменить свою жизнь, первое, что необходимо сделать, — это осознать свое напряжение и борьбу с миром.

Итак, необходимо осознать:

  • В какой области у вас регулярно возникают страдания?
  • Где у Вас что-то достигается слишком большими усилиями?
  • В какой области у вас не хватает сил, чтобы реализовать задуманное?
  • В каких делах вы не можете добиться желаемого, хотя перепробовали разные способы?

Далее необходимо сформулировать противоречие, которое лежит в основе конфликтной ситуации. Это будет:

  • либо противоречие в вашем сердце и сознании (Я >< Я);
  • либо противоречие с какими-либо внешними обстоятельствами и желаниями других людей (Я >< Мир).

Далее нужно постараться заострить противоречие, чтобы оно вызывало эмоции или подтверждалось множеством ситуаций из прошлого жизненного опыта. Ваша задача — сделать противоречие более конкретным, а для этого потребуется глубже осознать мотивы своих действий, мыслей и эмоций.

Также стоит рассмотреть возможность изменения типа противоречия: с «Я >< Я» на «Я >< Мир» или наоборот. Иногда, вместо того, чтобы решать проблему вовне, лучше изменить свое отношение к этому, а значит необходимо сформулировать проблему в виде внутреннего противоречия «Я >< Я». А иногда, когда внутреннее противоречие касается фундаментальных ценностей вашей личности, легче изменить внешние обстоятельства жизни, чем менять себя. В этом случае противоречие «Я >< Я» стоит сменить на «Я >< Мир».

Пример 1

Я работаю на нелюбимой работе и мне не хватает денег на жизнь. Идти работать программистом, чтобы зарабатывать больше, я не хочу. Мечтаю зарабатывать деньги делая то, что мне нравится и что я считаю важным. То есть я хочу зарабатывать деньги на своем проекте, но вместо того, чтобы создавать его, я много отдыхаю после нелюбимой работы и смотрю сериалы.

Формулирую противоречие (Я >< Я): Я хочу зарабатывать деньги (Я), но смотрю сериалы, а не работаю (Я).

Уточняю противоречие (Я >< Я): Я хочу развивать свой блог (Я), но часто смотрю сериалы, чтобы отдохнуть (Я).

Пример 2

У меня есть маленькая гостиница и постояльцы постоянно воруют там вещи: полотенца, халаты, тапочки, туалетные принадлежности, пульты от телевизора, лампочки и т.д. Я не хочу терять деньги из-за воровства, но и проверять всех постоянно не могу и не хочу.

Формулирую противоречие (Я >< Мир): Я не хочу, чтобы люди воровали (Я), но они воруют (Мир).

Я не могу изменить других людей, поэтому лучше уточнить противоречие так, чтобы оно касалось только меня (Я >< Я).

Уточняю противоречие (Я >< Я): Я не хочу терять деньги из-за воровства (Я), но не могу проверять всех постояльцев, своровали ли они что-нибудь или нет (Я).

Пример 3

Я работаю преподавателем и хочу развивать науку, хочу учить аспирантов, которые действительно хотят учиться, а не получают диплом ради галочки. Но ректор берет иностранцев, которые не хотят учиться, но у которых есть деньги, необходимые университету.

Формулирую противоречие (Я >< Я): Я хочу учить тех, кто тянется к знаниям (Я), но вынужден учить всех подряд, включая и тех, кто вообще не учится, а просто платит деньги (Я).

Так как проблема касается моей фундаментальной ценности, ради которой я вообще стал преподавателем, я хочу постараться изменить порядки в институте, а не свои убеждения. Поэтому уточняю противоречие, как (Я >< Мир).

Уточняю противоречие (Я >< Я): Я хочу, чтобы в аспирантуру шли только те, кто хотят стать учеными (Я), а ректор берет даже тех, кто не хочет учиться, но готов платить деньги (Мир).

Шаг 2: Осознаем Единую первопричину для растворения противоречий

Чаще всего люди действуют для того, чтобы осуществлять свои эгоистичные цели. При этом цели могут быть ложными, средства могут быть чрезмерными, а сопротивление окружающих обстоятельств и других людей не принимаются в расчет. В западной культуре вообще пропагандируется идея, что надо покорить мир, изменить его, повести за собой людей, не отступать и не сдаваться… Все это весьма утомительно и часто разрушительно для самого человека.

Есть другой Путь — даосский. Он мягкий, естественный и чрезвычайно эффективный! Даосские мастера в своих действиях всегда полагаются на свою Изначальную природу. Изначальная природа — это первопричина всего, что существует во Вселенной.

Наш мир материален и создан благодаря двум фундаментальным силам — Инь и Ян. Ян дает рождение и наполняет все вокруг силой движения, а Инь создает форму и тем самым подталкивает все к развитию. Смысл всякого развития в том, чтобы выйти за границы формы и стать неограниченным, как наша Изначальная природа. По сути нужно слиться с нашей Изначальной природой в единое целое, растворить границы формы, чтобы ничто не разделяло нас и нашу Изначальную природу. Именно поэтому даосские мастера, которые полностью реализовали себя и обрели тело света (слились с Дао, растворившись во вспышке света), растворили свое тело, ци и эго, соединив всю свою сущность с Изначальной природой.

Так что же отличает мудрое решение от обычного? Мудрец все свои действия направляет на развитие себя и ситуации, чтобы мир сливался с Изначальной природой. То есть, для принятия мудрых решений необходимо развивать то, что вытекает из неограниченности Изначальной природы (первопричины), и растворять то, что вытекает из ограниченности формы.

Чтобы Ваши действия опирались на первопричину (развивали все в сторону Изначальной природы), необходимо эту самую первопричину осознать 🙂 Конечно, Изначальная природа одна, но так как мы еще не на столько целостные люди и имеем множество заблуждений и омрачений, то в нашем сознании первопричина раздроблена на десятки отдельных кусков.

Мы имеем эгоистичные желания и они разделяют наше понимание Изначальной природы на разные ценности. Например, мы ценим:

  • свободу — возможность быть собой и действовать исходя из собственных соображений;
  • самореализацию — возможность использовать и развивать свои таланты и не заниматься тем, что нам не интересно;
  • удовольствие от жизни — возможность наслаждаться сексом, едой, игрой и т.п., тем, что могут дать органы чувств;
  • материальное благосостояние — возможность иметь и получать все необходимые для жизни материальные вещи и услуги;
  • здоровье — возможность прожить долгую и активную жизнь без физических страданий от болезней и старости;
  • саморазвитие — возможность развивать свои таланты, свое понимание себя и мира, а также свой дух;
  • отношения с другими людьми — возможность жить активной социальной жизнью, наслаждаясь обществом других людей, которые нам симпатичны и интересны;
  • семья — возможность проводить время со своими родственниками и близкими людьми;
  • любовные отношения — возможность проводить время со своим любимым человеком.

Все эти и другие ценности лежат в основе всех наших мыслей, эмоций и поступков. Но в конечном счете, все они сводятся к одной первопричине, хотя мы чаще всего этого не осознаем и не задумываемся об этом. Сразу осознать единую первопричину не получится, слишком много омрачений и заблуждений в нашем сердце и сознании. Но можно начать двигаться в эту сторону!

Из предыдущего шага у вас есть противоречие, которое надо устранить, поднявшись на более высокий смысловой уровень, где этого противоречия нет. В противоречии у вас есть левая и правая часть, и сначала надо задать вопрос к каждой из них: «А в чем первопричина этого?»

Если у Вас противоречие «Я >< Я», то вы будете подниматься на уровень своих ценностей, принципов жизни, шаблонов поведения и эмоциональных реакций. Если же противоречие «Я >< Мир», то вам потребуется подняться также на уровень всеобщего блага.

Задать вопрос о первопричине к левой и правой частям противоречия можно несколько раз, чтобы поглубже понять себя и свое отношение к этой ситуации. При этом некоторые первопричины могут быть Янскими, а некоторые Иньскими. Янские — это те, которые помогают вам проявлять добродетельные качества, а Иньские — это те, которые увеличивают ваши эгоистичные желания.

Для основы своего будущего решения и действий нужно будет взять Янскую первопричину, чтобы вы развивались в сторону Единства с миром, становились более свободными от омрачений и заблуждений (от эгоистичной формы вашего сознания), приводя себя и мир к Гармонии.

Идеальная первопричина не несет в себе вреда для вас и для всего Мира, а содержит в себе пользу, источник добродетели! Именно к такой первопричине следует стремиться, но нельзя искусственно подводить свое противоречие к идеалу! Тут нужна честность с самим собой и осознанность. Иначе все решение будет ложным!

Так как мы еще а начале Пути, все первопричины будут отчасти эгоистичными… нам нужно отбирать те, которые больше ориентированы на Единство с миром и с Изначальной природой и растворять те, которые больше направлены на реализацию эгоистичных желаний и разрушение Гармонии.

Пример 1

Противоречие (Я >< Я): Я хочу развивать свой блог (Я), но часто смотрю сериалы, чтобы отдохнуть (Я).

Осознаю первопричину левой части противоречия:

В чем первопричина того, что я хочу развивать свой блог? Я хочу рассказать всем, на сколько это круто, даосские практики и даосское мышление!

Нужно копнуть глубже, так как на этом уровне не ясно, какой у меня мотив — Янский (добродетельный и вытекающий из Единства с Изначальной природой) или Иньский (эгоистичный и ограниченный, вытекающий из формы моего сознания).

В чем первопричина того, что я хочу это рассказать? Их две:

  • Для меня саморазвитие с помощью даосских методов — самое интересное занятие на свете. Я хочу реализовать себя именно в этой области. (Самореализация себя и своей природы — это больше Янская первопричина.)
  • Я хочу зарабатывать деньги на жизнь в области саморазвития с помощью даосских методов, чтобы не работать на нелюбимой работе. (Стремление жить свободно, без борьбы с собой, — это Янская первопричина)
  • Я хочу зарабатывать деньги, чтобы реализовывать свои материальные желания (Иньское стремление к выгоде и накоплению денег)

Осознаю первопричину правой части противоречия:

В чем первопричина того, что я часто смотрю сериалы, чтобы отдохнуть? Их две:

  • Я не люблю заставлять себя делать то, что мне не нравится или к чему сейчас нет вдохновения. (Свобода от борьбы — Янская первопричина.)
  • Мне нравится наслаждаться жизнью, получая удовольствие. (Стремление к удовольствию — Иньская первопричина, так как это заставляет избегать тех обстоятельств, где нет удовольствия, а значит заставляет меня бороться с ними, разрушая Гармонию.)

Теперь надо найти объединяющую первопричину, поднявшись на уровень которой, я растворю противоречие! При этом необходимо выбрать Янскую первопричину, чтобы мои действия в конечном счете взращивали мое Единство с миром и с Изначальной природой, а также восстанавливали Гармонию внутри меня и вовне.

Итак, мое исходное противоречие (Я >< Я): Я хочу развивать свой блог (Я), но часто смотрю сериалы, чтобы отдохнуть (Я). Слева стремление к свободе, самореализации и выгоде, а справа стремление к свободе и удовольствию.

Чтобы противоречие исчезло, я формулирую объединяющую идею на основе свободы и самореализации (Янских первопричин): Я хочу работать над своим проектом, свободно выбирая способы самореализации, чтобы не испытывать неудовольствие от процесса.

Более конкретные действия я буду продумывать на следующих шагах алгоритма даосского мышления. Но все они будут направлены на то, чтобы:

  • развивать то, что вытекает из неограниченности Изначальной природы (первопричины) — чтобы самореализация несла только позитивные ощущения и не нарушала мою свободу;
  • растворять то, что вытекает из ограниченности формы — растворять борьбу с самим собой, творчески меняя и расширяя форму (способы действий), пока она не станет размером со Вселенную (тогда не будет ничего такого, что я не смог бы сделать).

Пример 2

Противоречие (Я >< Я): я не хочу терять деньги из-за воровства (Я), но не могу проверять всех постояльцев, своровали ли они что-нибудь или нет (Я).

Осознаю первопричину левой части противоречия:

В чем первопричина того, что я не хочу терять деньги из-за воровства?

  • Я хочу получать достаточно высокий доход, а воровство вещей постояльцами, его уменьшает. (Иньская первопричина, так как я забочусь о личной выгоде).

Осознаю первопричину правой части противоречия:

  • В чем первопричина того, что я не могу проверять всех постояльцев, своровали ли они что-нибудь или нет? Мои подозрения в воровстве будут оскорблять постояльцев, а я не хочу ранить их чувства. (Янская первопричина, так как это проявление заботы о других людях и вера в людей — взращивает в них добродетель).
  • И я не хочу нанимать дополнительный персонал для проверки постояльцев, чтобы не увеличивать растраты. (Иньская первопричина, так как я забочусь о личной выгоде).

Ищу объединяющую первопричину, поднявшись на уровень которой, я растворю противоречие…

Исходное противоречие (Я >< Я): я не хочу терять деньги из-за воровства (Я), но не могу проверять всех постояльцев, своровали ли они что-нибудь или нет (Я). Слева стремление к выгоде, а справа стремление к выгоде и забота о постояльцах.

Так как стремление к выгоде — это Иньское (эгоистичное стремление, которое вытекает из ограниченности моего сознания), я должен растворять его, а Янское-добродетельное стремление взращивать, чтобы развиваться в сторону своей добродетельной Изначальной природы.

Если я буду взращивать в себе доверие к другим — это снизит мое недоверие и стремление к выгоде, растворяя эгоистичное стремление к высокому доходу. Значит мне стоит сделать так, чтобы меня не волновало, своровал ли что-либо человек в гостинице или нет.

Первопричина, которая будет помогать мне стать единым с миром, может быть сформулирована так: Я хочу организовать работу гостиницы таким образом, чтобы я мог полностью доверять своим постояльцам и не волноваться, своровал ли кто-то из них что-либо из номера.

Более конкретные действия я буду продумывать на следующих шагах алгоритма даосского мышления. Но все они будут направлены на то, чтобы:

  • развивать то, что вытекает из неограниченности Изначальной природы (первопричины) — чтобы я мог верить своим постояльцам;
  • растворять то, что вытекает из ограниченности формы — растворять свое стремление к выгоде и учету потерь.

Пример 3

Противоречие (Я >< Мир): я хочу, чтобы в аспирантуру шли только те, кто хотят стать учеными (Я), а ректор берет даже тех, кто не хочет учиться, но готов платить деньги (Мир).

Осознаю первопричину левой части противоречия:

В чем первопричина того, что я хочу, чтобы в аспирантуру шли только те, кто хотят стать учеными?

  • Я хочу оставить свой след в науке, воспитав следующее поколение ученых, которые продвинут науку вперед. (Самореализация — это Янская первопричина, хотя гордыня добавляет в нее также и Иньскую часть)

Осознаю первопричину правой части противоречия:

В чем первопричина того, что ректор берет даже тех, кто не хочет учиться, но готов платить деньги? Их две:

  • Ректор хочет зарабатывать больше денег за счет бонусов от того, что он набрал большое количество платных студентов. (Стремление к личной выгоде — это Иньская первопричина).
  • Ректор заботится о том, чтобы университет вообще выжил и у него хватало финансирования на все необходимое для работы. (Забота об общем благе — это Янская первопричина).

Исходное противоречие (Я >< Мир): я хочу, чтобы в аспирантуру шли только те, кто хотят стать учеными (Я), а ректор берет даже тех, кто не хочет учиться, но готов платить деньги (Мир). Слева стремление развивать науку, а справа стремление к выгоде и стремление к развитию науки (университета).

Единую первопричину ситуации с ректором стоит записать так: Я хочу помочь университету развивать науку таким образом, чтобы у него всегда хватало финансирования.

Более конкретные действия я буду продумывать на следующих шагах алгоритма даосского мышления. Но все они будут направлены на то, чтобы:

  • развивать то, что вытекает из неограниченности Изначальной природы (первопричины) — чтобы университет давал отличное образование;
  • растворять то, что вытекает из ограниченности формы — растворять необходимость думать о выгоде (о деньгах для университета), а не о воспитании ученых.

Шаг 3: Выбираем стратегию Недеяния

В большинстве случаев, люди пытаются реализовать свои эгоистичные желания с помощью насилия и активного вмешательства в ход событий. Это отнимает силы, приводит к борьбе с другими людьми и обстоятельствами, а в последствии к страданиям, так как возможности любого человека ограничены.

Даосские мастера в своих делах опираются на первопричину и придерживаются принципа Недеяния. Недеяние — это наиболее эффективный и простой способ достигать нужного результата, но его сложно понять и освоить, если в своих размышлениях руководствоваться эго.

Синоним Недеяния — естественность. В природе все происходит с минимальными затратами энергии, по кратчайшему пути (наиболее просто) и согласованно с текущими условиями и природными циклами. Даосские мастера, опираясь на Единство с миром, следуют своей добродетельной Изначальной природе и действуют максимально естественно.

После предыдущего шага алгоритма Даосского мышления у вас есть общее направление действий. А также есть две подсказки, что стоит взращивать, а что растворять. Чтобы применить принцип Недеяния для решения исходной проблемы и лежащего в ее основе противоречия, необходимо перестать бороться с текущими обстоятельствами и с самим собой! Наоборот, следует максимально использовать ситуацию и свои слабые и сильные стороны.

Если мы перестаем бороться с миром и с собой, то получаем несколько волшебных следствий:

  • Наши действия станут максимально простыми и естественными. Ведь если мы достигаем чего-то с большим трудом и напряжением сил, растратой ресурсов и страданиями, значит мы продолжаем борьбу!
  • Так как мы ни с чем не боремся, то мы неизбежно начинаем использовать силу обстоятельств, опираясь на них в своих решениях. Мы используем свои недостатки и достоинства, а также природу людей, их сильные и слабые стороны. А значит мы не бежим от перемен, не пытаемся что-либо удержать или от чего-либо убежать. Это приносит в наше сердце и сознание покой и безмятежность.
  • Раз мы используем силу мира, наши собственные усилия становятся минимальными. Мы прикладываем их на той стадии, когда то, что мы хотим взрастить, рассеять или изменить, еще не проявилось, не набрало силу и не стало реальностью. То есть мы не пытаемся менять настоящее, так как это бесполезно и лишь породит борьбу с обстоятельствами. Мы формируем будущее!

Вам также стоит воспользоваться подсказкой, которая может помочь придумать такой способ действий, который будет максимально естественным для текущей ситуации… Привлекайте Инь благодеянием Ян, а Ян удерживайте силой Инь или на Ян отвечайте с помощью Инь, а на Инь отвечайте с помощью Ян.

Эта подсказка поможет вам согласовать свои действия с текущей ситуацией и натолкнет на идеи. Вот несколько примеров, которые отражают эту подсказку в более конкретной форме:

  • Когда на вас давят (Ян), поддавайтесь давлению (Инь), а сами давите там (Ян), где нет сопротивления (Инь).
  • Если вы хотите продать кому-то товар и получить деньги (Инь), не пытайтесь бегать за покупателями и уговаривать их. Инь привлекается благодеянием Ян, то есть сделайте что-то полезное (Ян) для людей бесплатно, чтобы они сами захотели прийти к вам и купить.
  • Силу оберегают слабостью. Нужно как можно реже применять свою силу (хранить покой Инь), как будто ее нет и вы слабы, тогда она будет сохраняться (будет сохраняться Ян).
  • Хочешь что-то сжать (Инь), сначала нужно это растянуть (Ян). Например, чтобы уговорить другого человека что-то для вас сделать, в чем-то поступиться своими интересами или принять вашу идею (Инь), надо сначала что-то сделать для него (Ян), чтобы он ослабил свою защиту и стал более благосклонен.
  • Хотите что-то уничтожить (Инь), дайте этому сначала расцвести (Ян). После расцвета всегда наступает застой и упадок, потому будет естественным позволить этому расцвести и потом ускорить его смерть, когда она будет естественной и неизбежной.
  • Хотите получить выгоду (Инь), не гонитесь за ней, а избегайте вреда и взращивайте пользу (Ян). Напомню, что выгода связана с накоплением (Инь), а польза связана с взращиванием Ян и с растворением вреда (опустошением Инь).

Общая идея этой подсказки в том, что все процессы — это перемены Инь и Ян: за Инь всегда идет Ян, а за Ян всегда идет Инь. Обычный человек практически всегда пытается бороться с этими переменами: пытается остановить смену Инь и Ян, повернуть их вспять, чтобы фаза Инь или Ян остановилась навсегда. А даосский мастер использует перемены Инь и Ян и никогда не пытается их остановить, но может их ускорять!

Если вас интересует Ян, то, вкладывая свои усилия в накопление Инь, вы помогаете достичь силе Инь предела, а далее неизбежно начинается фаза Ян. Если же вам необходима сила Инь, то направьте свои действия на взращивание Ян, Ян достигнет предела и начнется рост Инь.

Чтобы придумать мудрое решение, которое будет соответствовать принципу Недеяния вам потребуется проявить творчество. Не стоит полагаться на шаблонные решения из своего или чужого старого опыта. Необходимо учиться смотреть на ситуацию, как ребенок, непредвзято, с любопытством, с желанием играть и экспериментировать!

Пример 1

Противоречие (Я >< Я): Я хочу развивать свой блог (Я), но часто смотрю сериалы, чтобы отдохнуть (Я).

Первопричина: Я хочу работать над своим проектом, свободно выбирая способы самореализации, чтобы не испытывать неудовольствие от процесса.

Мои действия должны быть направлены на то, чтобы:

  • развивать то, что вытекает из неограниченности Изначальной природы (первопричины) — чтобы самореализация несла только позитивные ощущения и не нарушала мою свободу;
  • растворять то, что вытекает из ограниченности формы — растворять борьбу с самим собой, творчески меняя и расширяя форму (способы действий), пока она не станет размером со Вселенную (тогда не будет ничего такого, что я не смог бы сделать).

Стратегию Недеяния я могу сформулировать так:

Я буду вести свой блог так, как я привык вести конспекты для самого себя, чтобы не напрягаться и не рожать статьи в тяжких муках. Тогда у меня не будет дискомфорта и не нужен будет отдых на диване больше, чем это реально необходимо для тела.

Пример 2

Противоречие (Я >< Я): я не хочу терять деньги из-за воровства (Я), но не могу проверять всех постояльцев, своровали ли они что-нибудь или нет (Я).

Первопричина: Я хочу организовать работу гостиницы таким образом, чтобы я мог полностью доверять своим постояльцам и не волноваться, своровал ли кто-то из них что-либо из номера.

Мои действия должны быть направлены на то, чтобы:

  • развивать то, что вытекает из неограниченности Изначальной природы (первопричины) — чтобы я мог верить своим постояльцам;
  • растворять то, что вытекает из ограниченности формы — растворять свое стремление к выгоде и учету потерь.

Стратегию Недеяния я могу сформулировать так:

Я включу в стоимость номера те потери, которые у меня есть от воровства, но не 100%, а из расчета, что только 30% постояльцев будут воровать, чтобы не шокировать постояльцев. А также я налажу контакт с постояльцами, чтобы всячески поощрять их стремление к порядочности и честности.

Пример 3

Противоречие (Я >< Мир): я хочу, чтобы в аспирантуру шли только те, кто хотят стать учеными (Я), а ректор берет даже тех, кто не хочет учиться, но готов платить деньги (Мир).

Первопричина: Я хочу помочь университету развивать науку таким образом, чтобы у него всегда хватало финансирования.

Мои действия должны быть направлены на то, чтобы:

  • развивать то, что вытекает из неограниченности Изначальной природы (первопричины) — чтобы университет давал отличное образование;
  • растворять то, что вытекает из ограниченности формы — растворять необходимость думать о выгоде (о деньгах для университета), а не о воспитании ученых.

Стратегию Недеяния я могу сформулировать так:

Я создам онлайн курсы, которые помогут привлекать в университет заинтересованных студентов, а деньги от них направлю на дополнительную рекламу университета и его финансирование.

Шаг 4: Планируем восстановление Гармонии

Вся Вселенная существует благодаря двум силам — Инь и Ян. Одним из проявлений Ян есть рассеивание и движение от места концентрации силы вовне (из центра наружу). А одним из базовых проявлений силы Инь является концентрация, притяжение и движение извне к центру. Примерами этих сил являются свет, который движется от источника вовне (Ян), и гравитация, которая притягивает все вокруг к центру (Инь).

Все процессы во Вселенной протекают таким образом, чтобы выравнять Инь и Ян. То есть то, чего мало — увеличивается, а то, чего много — уменьшается. Само движение задается этими силами: Ян рассеивается и потому со временем его становится мало, а Инь накапливается, потому со временем ее становится много.

Когда Инь становится слишком много, а Ян становится слишком мало — запускаются процессы, которые начинают накапливать Ян и уменьшать Инь, чтобы восстановить баланс. Эти процессы в каждом конкретном случае имеют разное проявление, но всегда подчинены принципу Гармонии.

Например, под действием лучей солнца (Ян) с земли испаряется влага и накапливается в воздухе в виде облаков (Инь). Когда облака становятся густыми и мешают проникать солнечному теплу к земле, достигается предел: тепла становится мало (мало Ян), а влаги в воздухе становится много (много Инь). Включается механизм восстановления Гармонии и идет дождь. Во время дождя накопленная Инь опустошается, а Ян возрастает. Они проходят точку равновесия и возникает обратный дисбаланс: в воздухе становится мало влаги (мало Инь), а солнечного тепла на земле много (много Ян). Влага опять начинает испаряться и в воздухе идет накопление Инь… и так по кругу.

Равенство Инь и Ян называется Гармонией. Человек, из-за своей эгоистичных желаний, чаще всего нарушает Гармонию: уменьшает то, чего уже мало, и увеличивает то, чего итак слишком много. Таким образом, человек борется с принципом Гармонии и всегда проигрывает. Поэтому у него в жизни возникает черная и белая полоса, он то счастлив то страдает.

Даосские мастера следуя Единству и Недеянию не борются с миром и следуют переменам Инь Ян. То есть они восстанавливают Гармонию на уровне своего тела, своей ци и своего сердца и сознания. А также способствуют восстановлению гармонии во всех внешних ситуациях, в которых они участвуют.

На 4 шаге алгоритма, необходимо проверить свою стратеги и дополнить ее конкретными действиями, которые будут восстанавливать Гармонию, а не нарушать ее. Причем восстанавливать Гармонию необходимо начинать в своем внутреннем мире: тело, ци и сердце и сознание. А только потом восстанавливать ее вовне или как-минимум не мешать, не бороться с восстановлением баланса Инь и Ян.

Для этого стоит ответить себе на несколько вопросов:

  • Будут ли мои действия восстанавливать мою внутреннюю Гармонию? Уменьшать то, чего много и увеличивать то, чего мало на уровне материального тела, ци и на уровне духа (сердца и сознания).
  • Будут ли мои действия восстанавливать или не мешать восстановлению Гармонии вовне?
  • Не будут ли мои действия нарушать Гармонию в какой-либо другой области? Например, я восстанавливаю баланс Инь и Ян на уровне своего тела, но разрушаю его в семье. Хожу на теннис, чтобы похудеть развлекаясь, но трачу на это слишком много денег, которые забираю из семейного бюджета, что создает проблемы в семье.

Если мои действия недостаточно Гармоничны, то необходимо их откорректировать. Возможно, потребуется даже вернуться на предыдущий шаг и изменить свою стратегию Недеяния.

Чтобы восстановить Гармонию вам всегда следует взращивать Ян и опустошать Инь! Но чтобы не бороться с внешними обстоятельствами и следовать текущей ситуации, находясь в Янской ситуации нужно больше делать упор на взращивании Ян, а находясь в Иньской ситуации больше делать упор на опустошении Инь.

Янская ситуация — это такие обстоятельства, когда идет рост Ян. Например, это рост бизнеса, это весна и лето, это раннее и позднее утро, это время детства и юности, это время вдохновения и озарения, это время роста внутренних сил, энергии и мотивации и т.п.

Иньская ситуация — это такие обстоятельства, когда идет рост Инь. Например, это стагнация бизнеса, это осень и зима, это время после обеда и вечер, это зрелые и пожилые годы, это время ощущения лени и упадка сил и т.п.

В Янских обстоятельствах вам стоит следовать им и активно проявлять силу Ян вовне (действия, инициативу, твердость, добродетельные качества и т.п.), но вместе с этим следует заботится о том, чтобы вовремя убирать вред Инь внутри (отдыхать, сохранять спокойствие, безмятежность, избавляться от заблуждений и омрачений).

В Иньских обстоятельствах вам стоит следовать им и проявлять силу Инь вовне (сохранять пассивность, гибкость, спокойствие, принятие и т.п.), но вместе с этим следует взращивать Ян внутри (наращивать свой активный потенциал, увеличивать пользу в будущих обстоятельствах, например, убирая вред, который еще не проявился или накапливая ресурсы).

Если Вы принимаете решение относительно компании, где работаете, то внешнее проявление компании — это ее действия на рынке, а внутренние — это организационные моменты. Таким образом этот алгоритм можно применять и к личным задачам и к общественным. Но даже решая общественные задачи, следует прежде всего приводить лично себя к Гармонии, а уже потом ситуацию внутри компании и далее ее внешнее проявление на рынке.

Пример 1

Противоречие (Я >< Я): Я хочу развивать свой блог (Я), но часто смотрю сериалы, чтобы отдохнуть (Я).

Первопричина: Я хочу работать над своим проектом, свободно выбирая способы самореализации, чтобы не испытывать неудовольствие от процесса.

Стратегия Недеяния: Я буду вести свой блог так, как я привык вести конспекты для самого себя, чтобы не напрягаться и не рожать статьи в тяжких муках. Тогда у меня не будет дискомфорта и не нужен будет отдых на диване больше, чем это реально необходимо для тела.

Продумываю детальные действия и то, как восстанавливать Гармонию:

Когда я работаю над своим блогом — это обычно первая половина дня, я полон сил и нахожусь в Янской ситуации. И исходная проблема показывает, что я истощаю свой запас Ян и попадаю в Иньскую ситуацию, в которой мне хочется валяться и смотреть сериалы.

Чтобы реализовать себя мне необходимо изменить свой подход к работе над блогом таким образом, чтобы я восстанавливал Гармонию, а не нарушал ее. То есть я должен взращивать Ян вовне и опустошать Инь внутри (так как во время работы над блогом я нахожусь в Янской ситуации).

Если просмотреть мою стратегию Недеяния, то видно, что я действительно уменьшу растрату своих сил, так как снижу число неприятных мне задач или вовсе от них избавлюсь. Для восстановления Гармонии так же стоит добавить к списку задач что-то, что будет убирать вред Инь внутри.

Итого, вот список моих конкретных действий:

  • Я буду вести свой блог так, как я привык вести конспекты для самого себя. Не буду пытаться писать литературным языком, как в школе, чтобы не напрягаться и не рожать статьи в тяжких муках.
  • Я не люблю пустые статейки, в которых одна мысль размазана по целой странице. Поэтому мои статьи будут охватывать тему максимально глубоко! Даже несмотря на то, что все кругом рекомендуют писать кратко и просто, так как мол в наши дни люди не любят читать.
  • Я ненавижу проверять орфографию и пунктуацию и поэтому я не буду этого делать. Пусть в моем блоге будут ошибки, я не буду бороться с этим.
  • Я не буду писать каждую неделю по 3 статьи, как рекомендуют в интернете. Буду следовать своему вдохновению и писать только тогда, когда у меня будет появляться острое желание записать свои мысли.
  • Мне нравится рисовать схемы, когда я обдумываю какие-либо идеи. Поэтому я буду рисовать их на бумаге черным маркером, фотографировать на видеокамеру, которую использую для съемки видео, а далее буду раскрашивать на компьютере, чтобы сделать их более симпатичными. Пусть они будут кривыми и неряшливыми — я не буду бороться с собой и делать то, что для меня не естественно.
  • Я не буду пытаться настойчиво продавать свои услуги, так как ненавижу втюхивание. Я просто дам максимум того, что знаю сам, бесплатно. А тем, кто захочет больше, предложу это купить.
  • Я не буду поддаваться страху, что у меня ничего не получится и я не смогу обеспечить себя самым необходимым для жизни в своей любимой теме даосских методов совершенствования. Я буду следовать за своим любопытством и творчеством, взращивая в себе мужество и принимая любые результаты, которых я достигну на своем Пути.
  • Учеба в интересной для меня области всегда была для меня ярким развлечением. Я постараюсь не заниматься рутиной, а находить новое и неожиданное в даосских методах, чтобы процесс изучения и создания своего блога приносил мне радость и развлекал меня.
  • Я практичный человек и мне интересно то, что я могу применить на практике. Поэтому я буду интересоваться только теми темами, которые важны для меня, где у меня у самого есть проблемы, которые я хочу решить. Я не буду делать что-то ради денег, всегда только для развлечения, игры и решения собственных проблем (ради своего счастья)! А заодно, буду помогать таким же как я, знакомиться с даосскими методами саморазвития.
  • Каждый час во время работы над блогом я буду делать перерыв и делать разминку для тела, чтобы дать сознанию отдохнуть и побыть в покое. можно даже выходить на улицу, чтобы сделать небольшую прогулку на 10 минут.
  • Часть времени, которое я трачу на сериалы, стоит потратить на более активный отдых. Сознание должно по-прежнему расслаблять, а вот телу будет полезно подвигаться. Например, я могу пойти поиграть в большой тенис или покататься на самокате/скейте/велосипеде. Это также поможет не нарушать Гармонию на уровне физического тела.

Пример 2

Противоречие (Я >< Я): я не хочу терять деньги из-за воровства (Я), но не могу проверять всех постояльцев, своровали ли они что-нибудь или нет (Я).

Первопричина: Я хочу организовать работу гостиницы таким образом, чтобы я мог полностью доверять своим постояльцам и не волноваться, своровал ли кто-то из них что-либо из номера.

Стратегия Недеяния: Я включу в стоимость номера те потери, которые у меня есть от воровства, но не 100%, а из расчета, что только 30% постояльцев будут воровать, чтобы не шокировать постояльцев. А также я налажу контакт с постояльцами, чтобы всячески поощрять их стремление к порядочности и честности.

Продумываю детальные действия и то, как восстанавливать Гармонию:

Когда в гостинце что-либо воруют, это Янская ситуация, так как идет рассеивание материальных ресурсов. А вот для людей, которые воруют, ситуация Иньская, так как они накапливают материальные вещи и также накапливают омрачения и заблуждения в своем сердце и сознании.

Для восстановления Гармонии, во внешних действиях компании я должен проявить инициативу и добродетель (Ян), а во внутренних — сохранять спокойствие и гибкость, вовремя убирая вред от активных действий (Инь). Поэтому кроме повышения стоимости гостиничных номеров, я также буду высылать постояльцам письма, которые будут поощрять их взращивать свою добродетель.

Мои действия будут такими:

  • Я включу стоимость того, что можно украсть в номере в стоимость услуг, но не 100%, а из расчета, что только 30% постояльцев будут воровать. Это позволит мне минимизировать потери от воровства, чтобы бизнес не пострадал и не разорился.
  • После проверки номера, я буду высылать благодарственное письмо тем постояльцам, в номере которых ничего не пропало. Буду говорить им, что во многих гостиницах постояльцы воруют вещи из номеров, и как я рад, что мои постояльцы порядочные и честные люди. Буду благодарить их за визит и желать всего самого хорошего. Это письмо будет бумажным, чтобы подчеркнуть мою признательность за то, что они проявили добродетельные качества. Это поможет им стать еще лучше!
  • Тем постояльцам, в номерах которых будет обнаружена пропажа вещей, я буду также высылать бумажное письмо. В котором буду говорить примерно следующее: «Я обнаружил, что в Вашем номере недостает некоторых вещей. Я прошу прощение, что Вам пришлось жить в таком номере… Я постараюсь, чтобы это не повторилось.» Проявляя доверие ко всем постояльцам, я буду помогать им становиться искреннее и добрее. Это конечно, поможет не всем… Но часть людей может измениться.
  • Оба письма помогут мне самому относится к людям с доверием, невзирая на свою выгоду.

Пример 3

Противоречие (Я >< Мир): я хочу, чтобы в аспирантуру шли только те, кто хотят стать учеными (Я), а ректор берет даже тех, кто не хочет учиться, но готов платить деньги (Мир).

Первопричина: Я хочу помочь университету развивать науку таким образом, чтобы у него всегда хватало финансирования.

Стратегия Недеяния: Я создам онлайн курсы, которые помогут привлекать в университет заинтересованных студентов, а деньги от них направлю на дополнительную рекламу университета и его финансирование.

Продумываю детальные действия и то, как восстанавливать Гармонию:

Исходная ситуация Иньская, так как университет и ректор накапливают деньги, то есть выгоду и ресурсы, плюс к этому наука в этом университете находится в упадке из-за нехватки финансирования. Следовательно мои действия, как преподавателя, должны быть пассивными и мягкими, а внутри я должен наращивать свой активный потенциал.

Итого я сделаю следующее:

  • Я создам бесплатный онлайн курс с самыми вдохновляющими аспектами науки в своей области. Чтобы он интриговал людей и помог им взглянуть на науку моими глазами, помог влюбиться в нее и рождал желание стать ее частью. Создавать онлайн курс мне необходимо не спеша, без вовлечения ректора! Так как ситуация не способствует активности.
  • Этот курс будет привлекать новых людей, для которых можно также сделать платный продвинутый курс. Он поможет получить деньги на рекламу университета, да и сам будет его рекламировать.
  • Со временем, курсы и реклама университета помогут привлечь действительно заинтересованных студентов. Тогда можно будет ужесточить требования к тем, кто идет в аспирантуру, чтобы туда попадали только те, кто будут развивать науку.
  • Рекламу университета стоит запускать намного позже, когда ситуация сменится на Янскую. На этой стадии можно будет вовлекать ректора и более официально обсуждать идею с ужесточением правил приема в аспирантуру.
  • Лично мне, как преподавателю, в данных обстоятельствах следует сохранять спокойствие, не ругаться и не конфликтовать с ректором. Просто работать над своими онлайн курсами, минимизируя затраты своих сил на тех учеников, которые не хотят учиться. В том числе, я могу использовать свой онлайн курс, чтобы тратить меньше личного времени и сил на нерадивых аспирантов, заставляя их часть материалов изучать по онлайн курсу.

Шаг 5: Проверяем решение на соответствие своей природе

После того, как вы осознали проблему, сформулировали Единую первопричину для растворения противоречия, продумали стратегию Недеяния и убедились, что ваше решение будет восстанавливать Гармонию внутри и снаружи, стоит еще раз взглянуть на план своих действий и проверить его.

Для проверки воспользуйтесь следующими вопросами:

  • Действительно ли мои действия уберут противоречие, которое лежит в основе исходной проблемы?
  • Буду ли я взращивать то, что расширит мое Единство с миром и сделает меня более свободным?
  • Буду ли я рассеивать то, что меня ограничивает и запирает в каком-то фиксированном состоянии, мешая мне меняться вместе с Инь и Ян, принимая перемены без борьбы?
  • Все ли запланированные действия естественны для меня? Не будет ли возникать какого-либо сопротивления внутри меня или во внешней ситуации, порождаемого моими действиями?
    • Соответствует ли мой план текущей ситуации: времени года, моему возрасту, времени суток, другим циклам перемен Инь и Ян в текущих обстоятельствах?
    • Использую ли я ограничения и преимущества ситуации для решения проблемы (например, отсутствие или наличие каких-либо ресурсов)?
    • Использую ли я свои сильные и слабые стороны для решения проблемы?
    • Я прикладываю малые усилия и воздействую на то, что себя еще не проявило?
    • Мое решение простое?
  • Будет ли мое решение восстанавливать Гармонию: уменьшать то, чего много, и увеличивать то, чего мало?
    • Будет ли мое решение восстанавливать Гармонию внутри (в моем сердце и сознании)?
    • Будет ли мое решение восстанавливать Гармонию вовне (у других живых существ вокруг)?
    • Не буду ли я своими действиями разрушать Гармонию в какой-либо другой области жизни?
    • Не гонюсь ли я за выгодой в своих действиях? Действительно ли я прежде всего уменьшаю вред и увеличиваю пользу (уменьшаю Инь и взращиваю Ян)?
  • На сколько мое решение шаблонно и повторяет мой или чей-то прошлый опыт? Посмотрел ли я на проблему глазами ребенка (абсолютного новичка), чтобы найти наиболее естественное для себя решение?

Дневник осознанности

Полагаться во всех своих действиях на Единство мира и на свою Изначальную природу весьма не просто, так как мы слишком сильно привыкли руководствоваться своими эгоистичными желаниями. Поэтому я рекомендую вам на первых порах использовать «Дневник осознанности».

Люди используют ежедневник для того, чтобы помнить:

  • о списках дел и их приоритетах,
  • о целях,
  • об идеях,
  • а также оценивать свой прогресс.

Дневник осознанности отчасти напоминает ежедневник, но его основная функция, помочь вам помнить о первопричинах, которые лежат в основе ваших задач. Сами задачи могут меняться хоть каждый час, но первопричины обычно остаются в течение нескольких месяцев или даже лет.

Напомню, что первопричины — это совсем не то же самое, что цели! В основе всей нашей жизни лежит одна единственная первопричина — наша добродетельная Изначальная природа. Но пока мы это не осознали, то имеем несколько первопричин, которые лежат в основе всех наших мотивов. Духовное развитие заключается в том, чтобы стирать свои границы и реализовывать свое Единство с миром на все более фундаментальных уровнях.

Мудрое решение всегда опирается на первопричину, вот почему важно помнить именно ее, а не списки дел! Если при взгляде на Дневник осознанности вы будете ежедневно спрашивать себя:

  • а развивают ли мои действия то, что выходит из добродетельной первопричины?
  • а стираю ли я то, что ограничивает меня и выходит из формы (моего эго)?

то вы постепенно будете приближаться к своей Изначальной природе. Вы будете сводить все первопричины к одной (к Изначальной природе) и будете все реже и реже отделять себя от мира, вступая с ним в борьбу.

Вторая функция Дневника осознанности в том, чтобы напоминать вам о Недеянии. Если все ваши действия исходят из первопричины, то они будут направлены на то, чтобы растворить противоречия, лежащие в основе ваших проблем. А это избавит вас от борьбы с самими собой и с миром. Ваши решения будут просты и естественны, а задачи будут требовать минимальных усилий, так как будут использовать ресурсы мира.

Дневник осознанности можно вести в виде таблицы, схемы на листе бумаги, напоминалок на стикерах и т.п. Также можно использовать теги в органайзере на смартфоне, планшете или компьютере. Вам следует записать в дневник следующее:

  • Противоречие, которое в данный момент создает для вас проблему.
  • Первопричину, растворяющую противоречие, которое лежит в основе решаемой проблемы.
  • Стратегию Недеяния со всеми уточнениями и изменениями после планирования восстановления Гармонии.

В дневнике осознанности не нужно планировать каждый чих! Его назначение — помогать вам помнить о первопричинах и осознавать Единство мира! Таким образом, дневник не является заменой ежедневника, он помогает изменить ваш взгляд на жизнь.

Естественно, дневник осознанности должен быть постоянно у вас на виду, иначе в нем не будет никакого смысла. Он должен напоминать вам о том, что вы решили остановить свою борьбу с миром и подсказать ради чего (ради какой первопричины).

2 комментария

2 Коммент

  1. Валентина

    25.07.2018 at 12:44

    Интересная и полезная статья! При ее прочтении вспомнилась Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), а конкретно формулировка ИКР (идеального конечного результата) из нее. Мне кажется, что она не противоречит даосским принципам мышления, а наоборот дополняет их. Для решения задачи нужно сформулировать ИКР, и он будет показывать в каком направлении искать решения. А Идеальный конечный результат — это тот, который требует минимальных усилий и затрат, при котором не нужно применять дополнительные ресурсы, а использовать уже существующие в системе. Результат наиболее простой и естественный.
    ИКРы: «Ректор сам не хочет брать студентов ради денег», «Студенты сами проявляют интерес к науке»

  2. Михаил Польшин

    25.07.2018 at 13:10

    Да, что-то в этом есть 🙂 Даосский Путь опирается на Естественность, а это подразумевает минимальные усилия и результат, который поддерживает и усиливает Единство мира. А эгоистичные решения и уловки обычно нарушают Единство и потому разрушают Гармонию (баланс Инь и Ян).

Оставить комментарий

Вы должны зарегистрироваться и войти, чтобы оставлять комментарии.

Еще из Даосская мудрость

вверх